Іслам, християнство та докази існування Бога. Доктор Гастон Еспіноза відвідав Одесу

28-29 мая Одессу посетил Гастон Эспиноза. Магистр богословия из Принстонской семинарии, получивший также магистра педагогики в Гарварде и доктора философии в университете Калифорнии. Автор 8 книг и 118 статей. Человек, который не раз выступал на мероприятиях национального масштаба.

Невороятный интеллектуал и в то же время очень скромный человек. В наш город он привёз два семинара – «Ислам и Христианство» и «Пять доказательств существования Бога по Фоме Аквинскому».

В самом начале мы планировали провести его лекции в местных университетах, однако это не удалось и мы решили провести его семинары вне ВУЗа, а именно в полуподвальном помещении в центре города. К моему удивлению, гость на это согласился.

В первый день мероприятие посетили 36 человек. Свою лекцию «Ислам и Христианство» Эспиноза начал с сопоставления двух ведущих мировых религий. Он показывал, где верования христиан и мусульман соприкасаются, а где предствители этих религиозных традиций категорически расходятся во мнениях. Одним из таких примером послужил праздник Троицы - для ислама немыслимо.

Сравнение христианства и ислама было настолько основательным, что за этим интеллектуальным действом внимательно следили и христиане, и мусульмане. Интерес прибавлял ещё тот факт, что даты лекции как раз совпали с праздником Троицы и рамаданским постом. Разумеется, Эспиноза затрагивал и вопросы, связанные с этими календарными событиями. Лекция плавно перетекала в дискуссию, которая не заканчивалась даже на перерыве.

Второй день лекций доктора Эспинозы оказался ещё более насыщенным. Почему? Потому что среди 32 человек, пришедших на мероприятие, нашлись и атеисты. Несложно доказать, что лекция быстро обрела практическую плоскость и стала весьма актуальной. Все свои доводы Эспиноза строил на пяти доказательствах, которые, в свою очередь, приводил ещё Фома Аквинский. Стоит их кратко привести и нам.

1. «Доказательство через движение». Всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. «Доказательство через производящую причину». Довод, похожий на первый. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего. Это Бог.

3. «Доказательство через необходимость». Каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. «Доказательство стремления». Люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. «Доказательство через целевую причину». В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а, значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире. Это существо мы именуем Богом.

Это были два насыщенных, незабываемых дня, посвящённых изучению традиций ислама и христианства, а также доказательств существования Бога. После таких лекций мы с нетерпением ожидаем нового визита доктора Эспинозы к нам в солнечную Одессу.

Автор: координатор «ССХ Україна» у Південному регіоні Кирило Пладо.