Які історичні свідоцтва життя й смерті Ісуса Христа?

Ще й досі, начитавшись "авторитетів" на зразок Лео Таксиля або Ємєльяна Єрославскоґо, деякі студенти наших ВНЗ відкидають історичність Ісуса Христа. Як ідею його сприймати — будь ласка, а визнати, що він дійсно ходив по ізраїльській землі, — зась. Євген Шаталов, директор з розвитку "ССХ Україна" люб`язно переклав статтю з впливової англійської газети The Guardian, у якій зазначається: " ...історічні довідки не лишають нам місця для логічних сумніві, що Ісус жив та помер".

Насолоджуйтесь!

 

"Сегодня некоторые люди утверждают, что Иисус – это просто идея, а не историческая личность. Однако существует довольно много записанных свидетельств его существования 2000 лет назад.

 

Насколько уверенными мы можем быть в том, что Иисус Христос жил на самом деле?

Исторические свидетельства Иисуса из Назарета являются одновременно общепринятыми и широко распространенными. Он упоминается в текстах иудейских и римских историков спустя лишь несколько десятков лет после Своей смерти, а также в огромной массе христианских писаний. Сравните это, например, с королем Артуром, который предположительно жил в районе 500 года нашей эры. Самый главный исторический источник этого периода даже не упоминает Артура, а первая письменная ссылка на него появляется спустя 300 или 400 лет после его предположительной смерти. Свидетельства про Иисуса не ограничиваются лишь более поздним фольклором, как в случае с Артуром.

Что говорят нам христианские писания?

Ценность этих свидетельство в том, что они одновременно ранние и очень детализированные. Самые первые христианские писания, которые рассказывают нам про Иисуса, — это послания Святого Павла. Ученые соглашаются, что его ранние письма были написаны приблизительно спустя 25 лет после смерти Иисуса максимум, в то время как детальное биографическое описание Иисуса в Новозаветных евангелиях появляется приблизительно через 40 лет после го смерти. Все эти тексты увидели свет тогда, когда большое количество очевидцев этих событий еще живы, предоставляя описания, которые не противоречат культуре и географии Палестины первого века. Также сложно представить, зачем христианским писателям придумывать настолько детальный образ иудейского спасителя, в то время, когда под эгидой римской империи в обществе было много недоверия ко всему еврейскому.

 

Что говорят об Иисусе нехристианские писатели?

Насколько нам известно, на сегодняшний день первым писателем вне за церкви, который упоминает Иисуса, является иудейский историк Иосиф Флавий, который писал историю иудаизма в районе 93 года нашей эры. У него есть две основных ссылки на Иисуса. Относительно одной из них ведутся споры, потому что есть подозрения, что ее видоизменил поздний христианский переписчик (скорее всего, изменив негативное описание Иисуса Иосифом на более позитивное). Но другая ссылка является аутентичной и говорит про Иакова, брата «Иисуса, так называемого Христа».

                                   Свідоцтво Йосипа Флавія

Спустя 20 лет после Иосифа Иисуса упоминают римские политики Плиний и Тацит, которые занимали высшие посты в империи начала второго века нашей эры. От Тацита мы узнаем, что Иисус был казнен при Понтии Пилате, который являлся римским префектом Иудеи (с 26 по 36 год нашей эры), а Тиверий был императором (с 14 по 37 год нашей эры) – эта картина отлично вписывается в евангельское повествование. Плиний сообщает о том, что в северной Турции, где он был правителем, христиане поклонялись Христу как богу. Оба они были противниками христиан – Плиний пишет про их «свирепое упрямство», а Тацит называет их религию деструктивным суеверием.

 

Ставили ли древние писатели существование Иисуса под сомнение?

Поразительно, но в древнем мире никогда не было дебатов относительно историчности Иисуса из Назарета. В ранней литературе иудейских раввинов Иисус был провозглашен внебрачным сыном Марии и колдуном. Среди язычников сатирик Луций и философ Цельсий называли Иисуса негодяем, но никто в древнем мире не поддавал сомнение тот факт, жил Иисус или нет.

 

Насколько спорным является вопрос существования Иисуса сегодня?

В своей недавней книге французский философ Мішель Онфре говорит об Иисусе как о гипотезе, описывая его существование просто как идею. Около десяти лет назад в США был начат The Jesus Project. Одним из основным вопросов этой программы была дискуссия про реальное существование Иисуса. Некоторые авторы даже утверждают, что Иисус из Назарета не существовал вдвойне, доказывая, что как Иисус, так и Назорей, являются христианскими выдумками. Однако важно отметить, что два ключевых историка, которые выступают против этих гиперскептических аргументов в своих работах, являются атеистами: Маурис Кейси (в прошлом преподаватель Университета Ноттингем) и Барт Эрман (Университет Северной Каролины). Они выдвинули острые критические замечания «мифическому Иисусу», назвав такой подход псевдонаукой. Тем не менее, недавний опрос указывает, что около 40% взрослых людей в Англии не верят в то, что Иисус был реальной исторической фигурой.

Есть ли какие-то археологические свидетельства Иисуса?

Частично популярное замешательство с историчностью Иисуса может быть связано со специфическими археологическими аргументами относительно его личности. Например, недавно некоторые ученые начали утверждать, что Иисус был правнуком Клеопарты, чему, по их мнению, свидетельствуют древние монеты, на которых изображен похожий на Иисуса человек в терновом венце. В некоторых кругах до сих пор есть большой интерес к Туринской плащанице, которой, предположительно, был обвит Иисус по своей смерти. Папа Бенедикт XVI выразился, что плащаница является уникальной реликвией, «Святой иконой», которую «не возможно подделать человеческой рукой».

Однако сложно найти историков, которые воспринимает этот материал как серьезные археологические свидетельства. Документы, вышедшие из под пера христианских, иудейских и римских писателей, являются самыми вескими доказательствами.

Эти богатые исторически справки практически не оставляют нам места для разумного сомнения в том, что Иисус таки жил и умер. Однако куда интереснее вопрос, – который выходит за рамки истории и объективного факта, – действительно ли Иисус умер и живет.

Оригінал: What Is the Historical Evidence That Jesus Christ Lived And Died? Автор: Simon Gathercole, лектор Нового Заповіту у Кембриджському університеті.

Переклад: Євген Шаталов, директор з розвитку "ССХ Україна"